Содержание:
- Особенности ювелирного искусства Древнего Египта
- Украшения Древнего Египта и их символизм
- Соответствие украшения по статусу
- Из каких материалов египтяне делали украшения?
- Влияние культуры Древнего Египта на современность
Чаще всего именно с пирамидами ассоциируется Древний Египет. Но это лишь малая часть того, что он в себе таит. Древние египтяне были не только превосходными строителями, но еще и виртуозными ремесленниками-ювелирами. Трудно найти какую-либо из древних культур, оставившую после себя такое множество ювелирных шедевров.
Примечательно, что египтяне владели всеми основными техниками обработки металла (чеканкой, гравировкой, инкрустацией, позолотой), умели плавить и очищать золото от примесей. Украшения древних египтян удивляют своими сложными формами и красочными орнаментами.
Широкие браслеты на руку/ногу, многослойные колье, каффы, диадемы когда-то носили сами фараоны. И вот спустя несколько сотен лет они вновь на пике своей популярности. Не это ли подтверждает тезис о том, что мода все-таки циклична?
Как древние египтяне стали законодателями современных ювелирных трендов? Из чего делали серьги/кольца/браслеты в Древнем Египте, как их носили фараоны и что они обозначали? Об этом и не только читайте в новой статье от сети Ювелірна Карта.
Читайте также: Не золотом единым: ТОП-14 самых дорогих металлов в мире
Особенности ювелирного искусства Древнего Египта
Отношение древних египтян к украшениям было иным, чем у нас, и выходило за рамки декоративной функции. Все украшения несли определенный магический смысл (защищали от злых духов, болезней). Помимо этого, они служили символом власти земного божества - фараона. Каждое изделие носили на определенных частях тела, которое оно защищало.
Удивительно, но уже тогда ремесленники владели чеканкой, гравировкой металла. Они умели очищать золото от примесей, паять и плавить. Металлы покрывали яркими цветами и дополняли инкрустацией. Каждый цвет, как и каждый камень, использовался неспроста. Он обладал особым символизмом. Среди минералов популярными были лазурь, гранат, аметист, сердолик, горный хрусталь, стекло.
Для декора изделий мастера использовали органический рыбий клей, а для изготовления листового золота - камни яйцевидной формы, которые выполняли функцию молотка.
Практически все изделия ювелиры делали из золота. Этому способствовали крупные месторождения аурума, которые простирались на 800 км между Нилом и Красным морем. Реже египтяне использовали серебро и электрум. Последний представлял собой соединение золота+серебра+других металлов.
Все ювелирные украшения Древнего Египта отличались богатой палитрой цветов. Такой эффект достигался с помощью эмали и специальных паст, которыми покрывали изделия. Синие, зеленые и белые цвета были доминирующими у египтян.
Древнее Царство (28 – 23 вв. до н. э.)
В эпоху Древнего Царства ремесленники уже владели техникой обработки металлов, умели отливать, чеканить и паять золото.
Египтяне разбирались в разных сортах золота, умели его окрашивать с помощью различных добавок. Помимо желтого, они использовали и серое золото. Последнее содержало много серебра, немного меди и железа.
Среди ранних украшений наиболее известными были золотые браслеты с бирюзой, лазуритом и аметистами, выполненные в технике чеканки и филиграни. К шедеврам того времени относятся браслеты матери Хеопса с красочной инкрустацией из малахита, красного сердолика, бирюзы и темно-синего лазурита.
Среднее Царство (21 – 18 вв. до н. э.)
Среднее Царство – эпоха расцвета ювелирного искусства у египтян. Типичные произведения того периода – диадемы, пекторали, нагрудные украшения, ожерелья, браслеты, перстни. Каждый элемент декора рассказывал о победах и деяниях фараона. Все вместе они составляли единую композицию, которая воспевала силу и могущество правителя.
Красочные пекторали делали из листового золота, дополняли вставками сердолика, бирюзы, лазурита. На каждой из них непременно присутствовало изображение Гора - покровителя фараонов. Оборотная сторона изделия с символами власти обрабатывалась чеканкой.
Новое Царство (1580 – 1085 гг. до н. э.)
Сложные пышные формы и богатый декор — характерные черты эпохи Нового Царства. Украшения того периода щедро украшали цветами (лотосом), защитными иероглифами и различными подвесками. При ходьбе подвески чувственно звенели, привлекая внимание к своей обладательнице.
Большую ценность представляли также ювелирные изделия для мертвых. К примеру, защитные медальоны.
Украшения Древнего Египта и их символизм
Практически все древнеегипетские изделия содержат магические символы, защитные иероглифы, изображения животных. Каждый из них имел свое значение и носился как амулет. Например, крест с кольцом (“анкх”) символизировал жизнь и бессмертие, а продолговатый глаз (“уджат”) считался защитой от злых духов. Чаще всего эти обереги носили в кулоне на цепочке или в серьгах.
А вот на браслетах и кулонах у древних египтянок изображали богиню Исиду — символ плодородия, скорого прибавления в семье. Цветок лотоса или его элементы присутствовали в украшениях как символ возрождения.
Самым распространенным символом был жук скарабей - знак жизненной силы, воскрешения, движения вперед. Египтяне носили его на самом важном месте, на груди, и верили в то, что он защищает их сердце.
Некоторые драгоценности носили на лбу. Древние египтяне отводили важную роль этой точке и стремились закрыть ее символами воли и могущества. Таким символом была, в частности, змея. Ее изображали на царской диадеме вместе с коршуном.
Ожерелья
Шейные ожерелья носили как мужчины, так и женщины. Их изготовляли преимущественно из золота, а для усиления эффекта дополняли камнями, подвесками, бисером.
Типичный представитель шейного ожерелья - Ускх. По форме он напоминал солнце и носился как воротник. Фараоны могли носить на шее драгоценности весом до 1-2 кг!
Кольца
Кольца фараонов были объемными: с ажурным ободком и большим количеством камней. Золотые печатки содержали гравировку египетской символики и защитные иероглифы.
Интересно, что именно в Древнем Египте впервые начали носить обручальные кольца. Их плели из осоки и надевали на безымянный палец.
Серьги
Серьги, как и кольца, были объемными и тяжелыми. Египтянки предпочитали яркие и широкие серьги-конго с многочисленными подвесками. Такие украшения выглядели статусно, но зачастую под их весом деформировались мочки.
Еще одно любимое украшение египтянок — моносерьга из литого золота. Второе ухо ничем не украшали, создавая таким образом некую асимметрию.
Браслеты
Браслеты носили на запястьях, лодыжках и на предплечьях. Наиболее популярными были браслеты в виде змеи, а также браслеты-цепочки с подвесками-колокольчиками. Издавая звук при ходьбе, девушки завлекали ними женихов. Око Гора на браслете считалось оберегом от злых духов и неприятностей.
Головные украшения
Головной убор определял место и роль человека в обществе. Простые египтяне носили обручи, а фараоны — специальные головные уборы из драгметаллов.
Древнейший головной убор фараонов — пшент. Это корона в виде бутылки, вставленная в кольцо. Сдвоенную корону красно-белого цвета носили фараоны после объединения Нижнего и Верхнего Египта. Ее украшали коршуном и коброй - символами силы и могущества.
Лепестками и листьями лотоса, заполненными цветной пастой, украшали диадемы, ленты, венки, тиары, золотые цепочки с височными подвесками.
Тиара
Высокая тиара (двойная корона) была символом власти фараона. Ее делали из различных драгметаллов (чаще из золота) и украшали драгоценными камнями.
Царское величие правителя подчеркивали священные символы — змея-урея (кобра-защитница) и грифон.
Корона с Уреем
Корона со змеей была символом неограниченной власти фараона. Золотая змея величественно обвивала царский лоб, а рядом с ней нередко помещали изображение богини-коршуна Нехбе. Иногда корону украшали не одной, а двумя змеиными головами. Все атрибуты власти фараона обильно украшались золотом, цветной эмалью и камнями.
Нагрудные украшения
Ожерелье высших сословий представляло собой нанизанные золотые пластинки, шарики и бусины с плоской застежкой сзади.
Классическое ожерелье фараона состояло из целого ряда золотых пластин с камнями. Такое массивное украшение надевали не столько для красоты, сколько для защиты сердца. В Египте верили, что там находится душа, а потому особенно заботились о ее защите.
Пектораль
Пектораль имела сложный многоярусный узор, который включал в себя сакральные символы (скарабея, кобр-защитниц), а также изображения цветов лотоса. Пектораль как бы выражала идею могущества и бессмертия египетского царя. Ее цвет тоже имел значение: желтый обозначал солнце, белый — луну, зеленый — жизнь и плодородие, синий — небо и воду.
Весь декор на изделии был средством выражения идеи могущества, силы, бессмертия царя, представлений египтян о вечной жизни.
Ускх
По форме этот золотой аксессуар напоминал собой тяжелый воротник. Такое ожерелье у фараонов считалось символом высокого статуса. Царь мог дарить его своим подданным в качестве благодарности за службу.
Соответствие украшения по статусу
По весу и количеству драгоценных изделий можно было определить социальный статус человека. Например, фараоны носили самые массивные изделия весом до 2-3 кг. В отделке украшений широко применялись такие камни, как гранат, лазурит, сердолик и аметист.
Простые египтяне не могли себе такого позволить, поэтому зачастую их аксессуары были полыми. У среднего сословия в основном были украшения с эмалью или изготовленные из бисера, стекла. Также люди часто носили затейливые медальоны, расписанные красками. На них изображали цветы лотоса, портреты людей, животных и различные миниатюры.
Из каких материалов египтяне делали украшения?
Самым популярным материалом было золото, драгоценные и полудрагоценные камни, цветная смальта — непрозрачное стекло. На всех изделиях присутствовали знаки-обереги, знаки-пожелания, древние символы богов и царей, выстроенные в узоры-тексты с символическим значением.
Золото был основным материалом, благодаря большим месторождениям на территории Египта. Однако аурум не так ценился, как железо или серебро.
Популярны были и специальные пасты разных оттенков, которыми покрывали материалы украшений.
Помимо этого, в украшениях часто использовали всевозможные камни: гранат и аметист, сердолик и лазурит, бирюзу, опал горный хрусталь. Бедные люди делали себе украшения из бисера и цветного стекла.
Влияние культуры Древнего Египта на современность
Культура Древнего Египта заложила основы для развития современного ювелирного искусства. Виртуозные формы и росписи ювелирных изделий до сих пор будоражат умы современных мастеров.
Главной особенностью египетского стиля стала массивность форм, красочность, плавность и гармоничность расписных узоров, которая, несмотря ни на что, всегда оставалась одной из отличительных особенностей этого стиля.
Древние египтяне стали первыми законодатели моды на широкие браслеты, кольца-печатки, многослойные колье, серьги-конго, каффы. Спустя сотни веков все они опять на пике своей популярности. Разве это не подтверждает тот факт, что мода таки циклична?
Наиболее распространенным символом в Древнем Египте был уджат (продолговатый глаз), а также анкх (символ вечной жизни), который изображался в виде креста с кольцом наверху. Этот знак остается очень популярным в современности, чаще всего он используется в кулонах.
Многие современные производители используют стиль древних мастеров, создавая элегантные украшения в египетском стиле. Это серьги-конго, колье, браслеты с лазуритом, бирюзой, дополненные оригинальными иероглифами.